Техническое описание

Заезд (19.07.02 – 20.07.02)

Отъехали на поезде Москва – Петрозаводск с Ленинградского вокзала. Из Петрозаводска ехали на поезде в сторону Костамукши до станции Муезерка.

На станции Суоярви по поезду прошел пограничник в штатском. Поинтересовался наличием маршрутных книжек, переписал себе в записную книжку количество людей в группе и ФИО руководителя, а также маршрут следования.

Поезда соответственно: №112 Москва – Мурманск отпр. 01:17 - приб. в Петрозаводск 16:05

И поезд Петрозаводск – Костомукша отпр. 19:20 - приб. в Муезерку 06:23

21.07.02, воскресенье

Поезд прибывает в 6.20 в Муезерку. Погода облачная. Разговариваем с подошедшим пограничником – предъявляем ему маршрутную книжку и паспорта. Один из списков группы с печатью он забирает с собой. На прощанье инструктирует нас о поведении в приграничном районе и очень рекомендует отметиться в Тикше.

Договорились с водителем Жигулей с прицепом, что он довезет нас до автомоста. Под мостом оказался перекат и всякий мусор – обломки старого моста. Место сборки оказалось весьма неудобным – мимо шатается местное население. Мест для сборки два: маленькое кривенькое ровно под один кат, но стартовать ниже моста, либо место чуть побольше и поровнее, но старт над мостом. По нашей воде оно кажется неудобным. Собираемся за автомостом на правом берегу. Начинаем собираться в половину восьмого. Отплываем в 15.55. Погода улучшается.

Муезерка в месте начала маршрута речка неширокая, метров 10. Течение практически незаметное, если не считать немногочисленных перекатов. Через 30 минут проплываем первый перекат. Воды в речке мало, что чувствуется по следам на камнях. Встречается много “расчесок” - деревьев, нависающих над водой и ветками попадающие в воду. Через 50 минут после отплытия вплываем в озеро. Много стоянок с песчаными пляжами. Через час гребли после озера впереди оказывается старая подгнившая плотина, слева от которой небольшой порожек, проходящийся прямо по струе. Через 10 минут шивера.

Через 50 минут неспешной гребли три небольших порожка сразу после озера. Проходим два из них по центру, на третьем садимся, приходится спихиваться. Через 10 минут останавливаемся на ночевку по левому берегу, на полянке из гальки. Возможно, что при более высокой воде это просто отмель. Вокруг мыска болото, дрова растут прямо в нем. Рядом два ручья с довольно вкусной водой.

Пройдено километров: 12

Чистое ходовое время: 3 часа 10 минут

22.07.02, понедельник

Подъем в 9 часов, погода установилась солнечная и малооблачная. Отплыли в 13.24. Через 10 минут длинный перекат, который по лоции является небольшим мелким участком реки с ряжем на левом берегу. При нашей воде это полноценный перекат, да, к тому же, еще и мелкий. Чувствуется, что катамаран с 6 людьми и полный еды имеет не нулевую осадку. Примерно час гребли по плесам, чередующимся с перекатами. После этого встречается порог.

Через 10 минут стоянка на левом берегу. Потом продолжается гребля по плесам, отделенным друг от друга небольшими несложными перекатами. Еще через 10 минут небольшой порог из двух ступеней, хорошо описанный в лоции “Туристской водной энциклопедии”. Через 40 минут встаем на правом берегу рядом с плакатом “ПОЗАБОТЬСЯ О СВОЕМ БУДУЩЕМ – молодежная экологическая организация – большое путешествие Kodak”. Это старая обжитая стоянка, которую пытались убрать, но все равно довольно замусоренная. Что характерно, обжитая комарами не в меньшей степени, чем людьми. Устраиваем перекус.

Через 15 минут гребли от стоянки Kodak по правому берегу еще одна стоянка с чем-то вроде лесенки. Через 20 минут перекат, еще через 15 – еще один.

Через 7 минут порог под мостом. Мост довольно низкий, но мы решили, что пролезем, если пригнемся. Пожалуй, если брать в расчет этот порог, то хорошо, что воды мало. При нормальном уровне воды его, возможно, придется обносить.

Через 6 минут стоянка на правом берегу. Через 50 минут гребли опять небольшая серия перекатов. Практически все пороги и перекаты, встретившиеся сегодня, особого интереса не представляют. Проходили по струе.

Через полчаса, в 18.45 встали на ночь. Стоянка на левом берегу – высокий песчаный берег, сосновый лес, дрова, костровище, места под палатки. К стоянке идет дорога, являющаяся 500-метровым аппендиксом серьезного шоссе. Лес очень молодой, несколько оставшихся старых деревьев носят следы серьезного пожара. Напротив, на заросшем высокой травой правом берегу - стоянка со столиком. Судя по всему – в болоте.

Пройдено километров: 13

Чистое ходовое время: 4 часов 35 минут.

23.07.02, вторник

Подъем в 9:00. Утром на стоянке много комаров, что существенно удлиняет время сборов. Отплытие в 11.45. После часа гребли по ничем не примечательным плесам на правом берегу попадается стоянка. Пейзажи становятся совершенно подмосковными. Затем река начинает петлять между заросших болотной травой островов и полуостровов. Еще 35 минут гребли – и мы впадаем в Чирко-Кемь. Течение на Чирко-Кеми после впадения Муезерки гораздо сильнее чем предыдущие часы – дельта сильно заболочена. Воды в ней тоже существенно больше, чем в Муезерке.

Через 50 минут встаем на левом берегу обедать (14.25). В 15.50 отплываем с обеда. Через 20 минут проплываем на правом берегу хорошую стоянку с баней. Еще через 10 минут по левому берегу – еще одна. Через 5 минут – живописная стоянка на холме, на левом берегу. Практически напротив нее, на правом берегу странные деревянные конструкции. Похоже на старую дорогу на сваях через болото, давно заброшенную. На столбах хорошо видно, сколько воды нам недолили в реку. (фото 1) Около 50 сантиметров. Через 15 минут гребли впадаем в Монсозеро. Это не очень большое озеро, весь правый берег которого при нашей воде представляет большой песчаный пляж. Стоянок на этом берегу много – мы насчитали три благоустроенные. В середине пути стоянка, примечательная наличием “сруба” высотой в метр, без окон дверей и крыши. От ветра наверно прятаться. То, где встали мы – изначально рыбацкая стоянка. Место под палатки мы нашли только в глубине леса, но зато там и ветра меньше. Много дров. Если с ветром при отплытии будут проблемы – 50-100 метров через лес до противоположной стороны мыса.

Пройдено километров: 19

Чистое ходовое время: 4 часа 15 минут. Рано встали на ночевку.

24.07.02, среда

Дневка.Ремонт камеры катамарана. Делали палубу.

25.07.02, четверг

Подъем в 8.50. Прохладно, пасмурно. Отплытие в 11.37. Через 55 минут гребли вплываем в Калмозеро. Через 50 минут выходим из Калмозера. Через 25 минут причаливаем у моста (фото 2) на обед; Леня и Леша пошли в поселок Тикшу отметиться у пограничников.

Возвращаются гонцы, обедаем, отплываем в 17.00. Сразу за действующим мостом – старый, разрушенный. Байдарочники проходили по центру, мы - через самую левую протоку, что более подходит для катамарана. Через 1 час20 минут выходим в Челгозеро. Начинается мелкий дождик. За 30 минут переплываем озеро и встаем на стоянку на правом берегу, на мысу, между озером и заливом. Классический карельский пейзаж – камни, сосны, и море вереска. Вокруг полно мест для стоянок. На том же мысу, но более в глубине есть стоянка с баней.

Пройдено километров: 16

Чистое ходовое время: 4 часа 15 минут.

До Тикши пешком – минут 50.

26.07.02, пятница

Подъем в 9.10. Отплыли в 12.35. Через 40 минут проплываем железнодорожный мост, необозначенный на большинстве известных нам карт. Под мостом Нахкопорог. Небольшой – метров 50. Прошли по основной струе. Чуть дальше по лоции, которой мы пользовались, порог Карежка. Но при нашем уровне воды выяснить что есть что оказалось трудно, потому что в обеих протоках вокруг острова были камни и падение воды. В нашу воду проходимой для катамарана являлась только правая. По ней и прошлись, преодолев препятствие по основной струе. Через 10 минут гребли протоки сливаются и за ними порог Лоухи. При нашей воде в нем оказывается неожиданно много камней, на одном из которых мы садимся. Если верить нашей лоции, то проходить его надо по центру и правому берегу. При нашей воде вторая половина порога плохо проходится вдоль правого берега из-за большого количества голых камней. Похоже, что надо было идти левее. Однако река начинает течь чуть быстрее.

Через 10 минут на правом берегу изба, за которой два переката. Через 14 минут довольно эстетичный автомобильный мост, под которым находится порог Кавго. Образцово-показательно проходим через второй справа пролет. Тут лоция дает совет уходит вправо от столкновения с правой опорой, что для катамарана чрезвычайно актуально, потому как она находится почти по центру пролета сразу за выходом из-под моста, и маневр надо начинать практически еще под мостом. Мы зашли довольно аккуратно и даже слились в этом месте не косо.

Через 25 минут доплываем до порога Хаудо. Ориентир – резкое сужение реки. Согласно лоции смотрели с правого берега. Там же нахоженная дорога, по которой не то что байдарку, – катамаран можно обнести без проблем. Стоянки на входе и выходе с порога. Длина порога около 100 м. Осматривали долго, наблюдали как ходит группа из нескольких байдарок. Было принято решение ходить порог всем экипажем в связи с интересностью, но несложностью порога. Страховку не ставили. Первую ступень шли вдоль правого берега в слив (около полуметра), других возможных вариантов при нашей воде не было в принципе – камни. Затем пошли в центр с надеждой скатиться в бочку, но с воды промахнулись и зашли немного правее чем хотели. На выходе прошли в воротца из голых камней. Нам кажется, что Хаудо очень интересное место для катания, особенно на байдарках. (фото 3, 4)

Через полчаса неспешной гребли по текущей реке с небольшими перекатами замечаем обещанный шум воды и сужение реки. Это Кривой. Долго смотрим с правого берега. Ищем место под стоянку. Пока смотрим – начинается дождь. Со скал правого берега Тахко-падун смотрится красиво – идеальное место для фотографий.

Встаем на ночевку на левом берегу перед порогом, рассчитывая на завтрашнее катание в Кривом. Стоянка неплохая, но болотистая. Прямо рядом табличка с текстом: “Туркомплекс Киви-Койву. Стоянки платные, 1 км”. И стрелка вниз по течению. И скорее всего имеются в виду домики на обрыве над Падуном.

Приводим список стоянок:

  1. ЛБ перед пор. Кривой (то, где стояли мы) – хорошее место под палатки рядом с рекой, обносная тропа, просмотр Кривого, мощеная досками, указатель “платные стоянки 1 км”.
  2. Перед пор. КривойПБ – места под палатки мало и оно кривое. Удобный просмотр первой части Кривого, для просмотра выхода из Кривого надо обходить заводь. Нам не понравилась отсутствием мест под палатки, но тем же вечером другая группа умудрилась вместить там три(!) штуки.
  3. На горе ПБ, подход или до Кривого, или Между Кривым и Тахко. Очень высоко вверх по крутому склону. Для любителей альпинизма и фотографов. Судно проще оставить внизу. Стоянка засиженная, поэтому с дровами - непонятно как и мусор есть.
  4. На утесе ЛБ после Кривого. Палатки ставятся в начале песчаной дороги – ровное место, есть костровище и скамейки. Это второй конец обносной тропы пор. Кривой. Но мне не нравится стоять на тупике дороги, плюс возможно к этой точке относится “платные стоянки”.
  5. Возле Тахко на ПБ есть не стоянки, но костровища. То ли перекус готовили, то ли спали, но на таких камнях!!! При наличии других вариантов – ни за что!

Пройдено километров: 9

Чистое ходовое время: 2 часа 50 минут. Много ходили пешком, смотрели пороги, да и погода была не очень.

27.07.02, суббота

Дневка. Катание на Кривом и Тахко. Утром погода дождливая, но к середине дня небо чистится и выглядывает солнце.

Кривой. (фото 5, 6, 7, 8) Длина порога 350 м. Лоция рекомендует просмотр с правого берега, но нам показалось, что первую ступень лучше смотреть с правого, а вот вторую - значительно лучше с левого берега. С правого толком ничего не видно. Вот страховку, пожалуй, лучше действительно ставить с правого берега после выноса из второй ступени. Вернее, там только одно более-менее приятное место для страховки. Первая часть порога до поворота влево проходится вдоль ряжа правого берега и сложности не представляет. Далее лоция обещает большую суводь справа за ряжем. При нашем уровне воды ничего подобного не наблюдается – только меляк с камнями, на который уходит часть струи. Далее лоция обещает вторую ступень в виде слива. Ничего подобного мы не обнаружили: вместо слива мы имели бочку и стоячие валы под левым берегом. Пообщавшись с дружественными группами мы выяснили, что буквально в этом году раскатило камушки на месте слива. Подробнее – смотрите картинку. Проходили Кривой три раза. Страховку ставили с правого берега. В первый слив и воротца между камней вписались с первой попытки. Далее при первом прохождении промахнулись и ушли под правый берег на меляк, где и сели. Судя по всему, после первой ступени струя бьется на две, и нас немного унесло на правой струе, а далее мы не успели сориентироваться. Второй раз, осмотрев вторую ступень с левого берега, и обратив внимание на разделение струй, прошли чисто, войдя во второй ступени ровно в бочку. В третий раз пошли ровно посередине между бочкой и стоячими валами – один баллон по бочке, другой – по валам. Поэтому катамаран пыталось развернуть, но мы выровнялись. Обносились по левому берегу. Там есть довольно хорошая тропа с настилом из досок. Начинается она рядом с нашим лагерем и уходит куда-то к тур. базе, но с берега за порогом к ней можно продраться через 20 метров леса.

После третьего прохождения мы пошли осматривать Тахко. (фото 9 – вид сверху) Действительно, с воды его можно и не заметить. Отделен он от Кривого примерно 100 метрами спокойной воды. Похож на опрокинутую чашу. Впрочем, его описание есть в любой лоции, но это стоит увидеть своим глазами – очень красиво. Лоция рекомендует просмотр с правого берега и прохождение под ним же. Мы смотрели порог с обоих берегов и в итоге пришли к убеждению, что при нашей воде катамарану осмысленно идти под левым берегом. Единственное, что представлялось довольно затруднительным – это не войти косо в бочку внизу котла. Проход под правым берегом, правее котла, при нашей воде для катамарана просто невозможен, но пара байдарок при нас там проходила, правда, цепляясь днищем за камни.

Фотографа оставили на утесе на правом берегу. Страховку ставили на левом берегу после котла. Это единственное, на наш взгляд, место, где можно закрепить веревку и добросить ее до струи. Проход остальной части порога не представляет никаких сложностей.

Стартуем из спокойной гавани в 20 метрах от порога. Заходим вдоль самого левого берега – надо пройти в пяти метрах от берега, либо ловишь зуб в котле. Красивый такой, пенный, и видный только снизу. Заходим слишком близко к берегу и идем совсем вдоль ряжевой стенки. Когда надо свернуть вправо – человеку, сидящему слева на капитанском месте, приходится толкаться веслом от ряжа. Пока идет борьба со стенкой мы заходим в слив и влетаем в бочку. Нас дергает, катамаран резко притормаживает, струей разворачивает носом по течению, и мы в один гребок доводимся до ровного положения. Полагаю, что причина рывков в том, что правый баллон уже попал в бочку, а левый нос в этот момент еще находится в воздухе. Впередисидящий по правому борту Жек держится на стремени, а самого его выбивает наружу катамарана. Что происходит - очень хорошо видно на единственном кадре снятом с левого берега. (фото - 10) Меллер, сидящий на левом носу, помогает ему вылезти, и вторую ступень мы проходим не очень чисто – в последний момент разворачивая катамаран как надо.

Второй заход – после прохода порога вверх по течению (всё кроме слива – его по протоке ПБ). (фото - 11) Опять-таки оставляем фотографов и страховку – Меллера и Жека соответственно. Заходим опять вблизи ЛБ. (фото - 12) И опять вместо желаемых трех-пяти метров идем в полуметре от ряжа. На этот раз весло между катамараном и стенкой не втыкаем и слышем явственный звук как задняя палка чиркает по ряжу. В результате заходим в слив также. Катю, сидящую на левом носу, пытается выбить внутрь катамарана, а Лилю, сидящую на правой корме таки выбивает наружу катамарана. Стремя было слишком ослаблено, поэтому сначала она на нем виснет, а потом оттуда вываливается. Это происходит после бочки. Залезать на кат с воды перед второй ступенью, когда делают маневр, желания нет. Поэтому она отцепляется от катамарана и стоит в середине реки. Там такой камень, что глубина воды – ниже колена. Сколько-то проходит до левого берега прощупывая дорогу веслом – там не глубоко. Потом ловит страховку. При помощи ее нормально выбирается на берег.

Плыть на катамаране единственным капитаном – тяжко. Но это прохождение тем не менее чище первого, камней не ловили, слились куда надо.

Обносимся, вернее, проводим катамаран по тоненькому ручейку, текущему правее скального утеса, с которого очень удобно снимать прохождение. Что характерно – ширина ручейка такова, что катамаран проходит только повернутый на ребро. Не уверены, что кому-то стоит повторять наш подвиг: ходить по каменистому дну порога довольно опасно, можно переломать ноги, потому что глубина резко меняется от по щиколотку до по пояс. С другой стороны, неизвестно, как тащить катамаран по-другому.

28.07.02, воскресенье

Подъем в 9.00. Отплыли в 12.00. В последний раз прошли Кривой вшестером без страховки и с полностью нагруженным катамараном. Проходим на сей раз ровно по валам. Экипаж, особенно передние двое, мокрые и очень довольные. Между Кривым и Тахко частично разгружаемся и оставляем двоих человек на берегу со спасконцом и фотоаппаратом.

Перед тем как идти Тахко-Падун ставим страховку. Заодно осматриваем порог с ряжевой стенки. И тут становится видно то, что к ряжевой стенке прибивает течением, и струйка эта собирает воду в аккурат метров с трех, так что выносит нас на стенку вполне закономерно.

На сей раз заходим чисто, (потому как не в трех, а в пяти метрах от ряжа) и даже катамаран никого не пытается сбросить. (фото - 13) При этом правый капитан видит “зуб”, которого мы так боялись вчера, но как раз не под катамараном, а под веслом. Так что вписались в своеобразные воротца между струей и “зубом”.

Сразу после Тахко чалимся, перевязаться, отдохнуть и просохнуть, благо погода позволяет. Ниже Такхо-Падуна, даже чуть раньше окончания второй ступени есть очень неплохая и частично оборудованная стоянка. Удобно стоять и кататься по Падуну, но довольно противно жить - вход на стоянку расположен ровно в том месте, где зачаливаются группы, прошедшие порог и где заканчивается обнос у тех, кто в порог не пошел. Там же люди сохнут, загорают, некоторые моются. Весь день суета, шум и гам. Больше на приемлимом растоянии от Падуна ниже по течению стоянок не обнаружено.

В 15.00 поплыли дальше. Через 10 минут вышли в Тахколамбину. Незадолго до входа в Тахколамбину на левом берегу – пристань с пароходиком. Тахколамбина – очень широкий участок реки, по условиям гребли напоминающий озеро – постоянный сильный ветер, хорошо, если попутный. Время от времени встречаются острова. У нас ветер был преимущественно боковой (плохо рулевым), ближе к концу – встречный(плохо гребцам). Общая длина Тахколамбины – 13 км, заканчивается перекатом на сужении. Через 5 минут гребли – стоянка на острове. Через час сделали перерыв на сухпай на берегу, примерно минут на 10. Еще через 15 минут – стоянка на левом берегу, вскоре после нее – остров, на котором видны избы. Через 25 минут после изб – стоянка на правом берегу, еще через 10 минут – две, одна на левом берегу, другая на острове. Последняя, замеченная нами, стоянка в Тахколамбине – еще через полчаса, на левом берегу. Дальше берега становятся заболоченными.

В 18.30 вышли из Тахколамбины. Общее время прохождения – 3 часа 20 минут, с двумя перерывами и еще одним сразу по окончанию Тахколамбины.

В 19.00 походим мимо впадения в Чирко-Кемь реки Няугу, по левому берегу. Через 50 минут после этого – Верхний Лейдмозерский порог. Участок до порога и сам порог дался нам с трудом: после тяжелого дня мы получили вечернее, низкое но еще сильное солнце прямо в лицо. Слева у этого порога ряж, С правого берега есть тропинка для осмотра порога, приличной обносной тропы не наблюдается. Левый берег не смотрели, судя по лоции там может быть стоянка. Порог при нашей воде имеет пару почти сухих камней в струе, плохо заметных с воды. Это в начале порога. И еще имеет валы порядка 0.7 на выходе. На нем очень приятно прокатиться. Осмотрев порог, идем его полным составом, без страховки, успешно.

Еще через 35 минут – Нижний Лейдмозерский порог. Его пошли без осмотра, по центру, как советовала лоция, успешно. Верхний и Нижний Лейдмозерские пороги – весьма приятные единички. Видимо, не очень сложные, но бочки и валы в наличии (до 0.7 м). Сразу после Нижнего Лейдмозерского порога – небольшое озеро, на котором есть несколько хороших стоянок (как минимум, две на левом и одна на правом берегу). К сожалению, все они были заняты, поэтому пришлось плыть дальше.

Где-то через полчаса гребли – хорошие стоянки на правом берегу, в скалах. Примерно там же, но слева – устья рек Хяме и Растас. На скалах никак не меньше 3 хороших стоянок. В глубине – красивое озеро с морошковым болотом, из которого вытекает ручей с очень вкусной водой. Воду надо брать биже к озеру – у реки к ручью не подойдешь. С дровами средненько. Здесь и остановились на ночь.

Пройдено километров: 23

Чистое ходовое время: 6 часов 40 минут

29.07.02, понедельник

Подъем в 10.00. так как с вечера было решено сдвинуть подъем на час. Тем не менее, выглянувшее рано утром солнышко многих разбудило уже к девяти. Выплыли в 13.40.

Через 10 минут (в 13.50) выплываем в Хяме – приток Чирко-Кеми. Это – дань предложению МКК. Они предложили нам подняться вверх по Хяме до озера Нюк, а затем спуститься из него по реке Растас, которая тоже впадает в Чирко-Кемь, причем всего на 300 м. позже, чем Хяме. На Растас удалось найти майское описание, которое обещает широкую реку с хорошим течением и валами на порогах (до метра). Про Хяме нам никаких подробностей в Москве найти неудалось. Поэтому сначала мы очень подробно документировали свое прохождение.

Берега Хяме довольно высокие, но река необжитая. Поначалу места для стоянок много, но самих стоянок нет. Течение отсутствует, подниматься вверх по реке – не проблема.

Через 5 минут - левый аппендикс Хяме. По всем берегам места для стоянок. По левому берегу – горельник, предположительно 3-5 летней давности. Еще минут через 25 – очередное расширение. Погода солнечная, облаков мало, зато ветер порывистый и временами сильный. Как обычно, встречный. На левом берегу – места для стоянок. Через 8 минут – остров. В левой протоке - непроходимый меляк. Еще через 5 минут - следующий остров. У реки в этом месте слева аппендикс. Ушли вправо – застряли в болоте, пришлось возвращаться.

Здесь Хяме сильно зарастает травой. Чем дальше плывем, тем больше травы и меляков, время от времени приходится вылезать из катамарана и вести его. Через 20 минут такого плавания на правом берегу есть место для стоянки.

В 15.20 Хяме сильно мелеет и зарастает травой. Постоянно приходится слезать с катамарана и вести его. (фото - 14) Через полчаса Хяме превращается на время в ручей. Проводим катамаран. Пока плывем по Хяме, в некий момент река поворачивает и возникает ощущение, что мы приплыли в тупик. Потому как больше реки нет. Однако оказалось, что она прячется в траве. Еще через 25 минут плавания видим впереди ЛЭП. Внимание! На электронном атласе она не нарисована! Пошли в левую протоку и застряли, пришлось возвращаться и идти в правую.

В 17.00 мы увидели первую бобровую плотину. Первая была маленькой, мы ее разбросали. Следующая, спустя 10 минут гребли, уже довольно большая – сантиметров 50 высотой. Слезли с катамарана, наладили направляющие из близлежащих бревен и втащили кат наверх. (фото - 15) За первой же крупной плотиной пейзаж резко изменился: Хяме превратилась в болото c глубиной в среднем по колено и очень холодной водой – видимо, в болото впадают ключи.

Дальше идти по Хяме становится все труднее: постоянно встречаются меляки, поваленные деревья, которые пришлось перепиливать, а также около пяти бобровых плотин высотой от полуметра до метра.

В 19.30 мы решили, что с нас достаточно, разгрузили катамаран и втащили вещи на высокий берег, где проходила железная дорога. Стоянка, тем не менее, была неплохая, если забыть про большое количество гнуса, сосредоточившегося, впрочем, около воды в овраге.

Встав лагерем, выслали разведчиков: двое пошли в сторону Растаса, один человек – дальше вверх по течению Хяме. Выяснилось, что до Растоса – 40 минут пешего шага налегке. Дальше вверх по течению Хяме и было обнаружено около трех понор, под которыми журчало то, что зовется Хяме. Где-то через километр по одному из завалов шла грунтовая дорога, обозначенная на карте. На правом берегу Хяме, неподалеку от переправы эта дорога разветвляется и одна ветка, не отмеченная на карте, идет дальше вдоль левого берега. По ней прошли еще около километра до залива – истока Хяме. Дорога уходила дальше на мыс, через очередной завал шла тропинка на правый берег. Обратно возвращались по дороге, с которой разведчик срезал на ж/д через лес в километре от лагеря и вернулся по ней.

Всего ходьбы обратно было 35 мин. Ходьбы до Нюка 4 – 4.5 км в основном по приличной грунтовке.

Рекомендация по прохождению Хяме: подняться вверх по течению можно, но для этого придется регулярно слезать с катамарана и вести его. На плотины катамаран втащить реально, но тяжело. Ближе к концу есть препятствия вроде трубы, в которую пролезает только байдарка, и поноры. Их, очевидно, придется обносить. Кроме того, где-то в середине реки есть заболоченный участок без высоких берегов, где нет мест для стоянок. Резюмируя, прохождение Хяме сопряжено со значительными трудностями. Возможно, для байдарки подняться по Хяме будет довольно просто. По крайней мере, следы прохождения какой-то байдарки мы наблюдали.

В результате решили на следующий день брать катамаран на руки и тащить его вдоль железной дороги до моста через Растас.

Пройдено километров: 10

Чистое ходовое время: 5 часов 50 минут.

30.07.02, вторник

Подъем в 10.00. В 13.40 собрали рюкзаки вышли в сторону Растаса. (фото - 16) Через час дошли до места, где Растас пересекается с железной дорогой. Там есть мост, сразу за ним – каменистый перекат. Отдохнув минут 20, втроем отправились назад, за оставшимися вещами, не спеша, собирая по дороге грибы. В 16.10 пришли на старую стоянку и, на 15 минут собрав оставшиеся вещи, пошли в сторону Растаса, дошли минут за 45.

Под мостом встали лагерем обедать и неспешно собираться в дальнейшее плавание. Пока мы там сидели, в 17.45 над нами прошел поезд, который ходит из Борового по четным числам.

В 19.00 отплыли по Растасу, прошли под мостом и длинный перекат сразу за ним. Растас не похож Хяме. Это широкая река, с ощутимым течением, на нем есть несложные пороги, части которых мы, к сожалению, лишились, срезав часть пути пешком по железной дороге.

Через 45 минут после отплытия – изба на правом берегу. Через 20 минут после избы – порог; за ним – левый аппендикс. 10 минутами позже на правом берегу видно место для стоянки, и наконец еще через 5 минут мы впадаем в Чирко-Кемь. В итоге на спуск по Растасу было затрачено всего 1 час 20 минут. В 20.30 мы второй раз прошли мимо устья Хяме и встали лагерем почти на том же самом месте.

Стоянка на ПБ Чирко-Кеми, напротив устья Хяме. Стоянка давно используемая, загажена, с дровами проблемы. До того ручейка, где брали воду в прошлый раз - далеко. Но больше ровного места под палатки - здесь можно прижелании поставить десяток палаток. На горизонте видны большие сосны на тот же случай, но - на горизонте. Мы перебиваемся подножными дровами.

Пройдено километров: 3.8 пешком.

По воде: 8

Чистое ходовое время: 1 час 50 минут по Растасу и 2 часа 55 минут по шпалам (около часа в одну сторону).

 

31.07.02, среда

Дневка. Мелкий ремонт катамарана, ягоды и грибы. Отдыхаем от Хяме.

1.08.02, четверг

Подъем в 9.00. Ощутимо похолодало, пасмурно. В 12.20 отплыли. Через 10 минут изба на правом берегу, еще минут через 45 – стоянка на левом. В 13.20 остановились передохнуть, начинается дождь. В 13.45 причалили на полчаса покачать один из баллонов. Через 50 минут прошли небольшой порог Кильбо, по ходу сев на камень посреди порога. Длина Кильбо – 200 м, проход по центру, валы до 0.7 м. Кстати, перед порогом на левом берегу – изба. Немного дальше – перекаты и порог Омас. Этот порог расположен на левом повороте, его длина – около 200 м. Проход по центру, в струе в центре подводный камень, стоячие валы. Через 10 минут – стоянка по правому берегу, а вскоре после нее – домики по левому.

В 15.40 причалили перед порогом Никутный. (фото - 17)

Никутный – порог второй для катамарана категории сложности. Ориентир – ряжевая стенка на левом берегу, по ней же осмотр. Длина – примерно 300 м, проход по центру. В начале есть бочка – по лоции. С берега тоже смотрится как большая бочка, но на воде – совершенно другое ощущение. Это такая длинная, заворачивающая волна, типа той, на которой на досках катаются. Что характерно – наш катамаран – 5.6 метра длиной – поместился между двумя гребнями этой волны целиком. В нижней части – валы до 1 м (по лоции), но нам показалось, что и повыше. Во всяком случае, передним плеснуло водицей в лицо, при том, что сидели довольно высоко. После осмотра решили идти, не разгружаясь, но вчетвером, двоих оставив на страховке, по причине плохой погоды – дождь был. При хорошей погоде Никутный весьма приятен для катания, но обносной тропы мы не нашли. Можно обносить по берегу, но берег - нагромождение здоровых валунов, по которым хорошо прыгать налегке, и плохо прыгать с катамараном и рюкзаками. Сразу после порога – стоянки на обоих берегах, на правом также стоит дом.

Довольно долго смотрели порог и решали, как его проходить, поэтому прошли его через 1 час 40 минут после прибытия. Впрочем, основным было то, что ходить порог под дождем очень не хотелось. Особенно если учесть, что оба капитана очкарики… Прошли без проблем, только очень сильно намокли. Прошли по бочке и по валам в нижней ступени. Еще через 20 минут встали лагерем на правом берегу сушиться, потом, посмотрев на погоду, решили здесь же заночевать. Стоянка довольно замусоренная, дров маловато. Много черники.

Пройдено километров: 14

Чистое ходовое время: 3 часа 20 минут.

2.08.02, пятница

Подъем в 9.20. Погода солнечная, но прохладная. В 13.00 отчалили.

Через 10 минут после отплытия прошли порог Железные Ворота. Несложный, но очень длинный порог (~1 км, 5 ступеней). После короткого плеса (10 минут гребли) на правом повороте начинается порог Ручей, 300 м, который мы прошли по центру, сразу же за ним – порог Битуш, 200 м, расположенный около островов. Проходили, как обычно, по струе, маневрируя между камней. Далее после плеса (~7 мин гребли) расположен порог Раух длиной около 50 м. Ориентир – за порогом виден огромный камень на середине реки. Проходить порог следует по центру, на выходе валы до 2 м (по лоции). На наш вкус ничего подобного мы не видели, хотя и проходили по центру. Камень, вне сомнений, красивый и виден с воды, но особо крупных валов нами замечено не было. После 400-метрового плеса (~12 минут гребли) расположен порог Островной, длиной 150 м, который мы проходили между двумя каменными насыпями. После короткого плеса (15 минут) на левом повороте начинается порог Елоха, длиной около 300 м, на выходе заворачивающий направо. (фото - 18) Мы перепутали его со следующим порогом – Рокком, поэтому остановились, поэтому встали перед порогом на правом берегу и пошли его смотреть. Решили, что спасконец не нужен, но у самого выхода видели обливной камень, не видный с воды. Оставили человека, который показывал на камень пальцем, стоя на берегу, прошли порог вчетвером (15.00).

Практически сразу после Елохи расположен следующий порог – Рокк(Ракконнен). (фото 19, 20) Ракконнен – длинный (550 м) и довольно сложный порог. Весь порог просматривается с правого берега. Заход в него под левым берегом, далее лавирование между подводными камнями. Но это по лоции они подводные. При нашей воде там и надводных камней хватало. Самая сложная часть порога – последняя. Здесь есть два варианта прохождения. Можно, как советует лоция, уходить от струи влево и идти немного левее центра по относительно ровной воде, избегая подводных камней. Другой вариант – довольно крутой слив с бочкой у правого берега. Это сложнее, но и интереснее для катамарана. Там две проблемы: во-первых, попасть в слив (он довольно узкий), во-вторых, отгрестись от обливняков в центре порога, на которые несет струя почти сразу после бочки. В нижней части порога валы 1.5-1.7 м.

Осмотрев порог, мы решили, что второй вариант нам интереснее. В самой нижней части порога после бочки на правом берегу поставили человека со спасконцом. В результате, верхнюю часть порога прошли хорошо, не совсем вписались в слив, задев боком один из камней. На камень катамаран не сел, но сильно потерял в скорости, и его на камне повернуло. Похоже, именно из-за этого удалось отгрестись от обливняков, на которые несет струя после бочки. Ближе к концу порога у правого берега из воды торчало бревно. Теперь его там нет: мы сбили его ногой насовсем, проплывая мимо. Ну и потом сели на камень уже у самого берега при попытке зачалиться и посадить остальных членов команды.

В 17.00 привязали снятые вещи и пошли дальше. Через 10 минут – изба на правом берегу, еще через 10 минут на правом же берегу стоянка. Вскоре справа в реку впадает ручей, за которым начинается порог Сосновый (17.40). Этот порог довольно запутанный, у него четыре ступени, и при этом он разделен на несколько проток. На первой ступени рекомендуется идти в правую протоку, проход по центру. Во второй ступени идти в левую протоку, проход около центра, лавирование, валы. Две нижние ступени проходятся по центру. При нашем уровне воды в реке пройти вторую ступень, не сев на камень, оказалось просто невозможно. (фото - 21) Ее шли вчетвером. (фото - 22) Там же смотрели стоянку, которая есть на правом берегу неподалеку от второй ступени, и следующие ступени Соснового. В третьей ступени опять возникли проблемы, но там был проход равно в ширину катамарана.

Через час после Соснового странная картина – куча бревен торчит из реки тут и там. Вскоре за бревнами встали на ночь на правом берегу. Стоянка небольшая, но приятная, есть ягоды, грибы.

Пройдено километров: 10

Чистое ходовое время: 3 часа 45 минут. Много ходили пешком, когда смотрели пороги и места для стоянок.

3.08.02, суббота

Подъем в 9.40, в13.30 собрались и поплыли. Через 17 минут после отплытия добрались до островов Шалсари. Это такой лабиринт: река, много раз разветвляясь, течет между островов, а некоторых протоках есть перекаты. Идем по лоции: сначала по правой протоке, потом выходим к левому берегу. На одном из островов изба, так же где-то на островах есть стоянка. На выходе из лабиринта – порог Елисей, простой, некатегорийный, длиной метров 200. Мы приняли его за очередной перекат, что впоследствии привело к тому, что мы приняли за Елисей следующий порог – Олений.

В 14.35 – следующий порог. Мы думали, это Елисей, простой порог, поэтому пошли без просмотра. Когда стало ясно видно, то протяженность порога гораздо больше обещанных 200 метров, догадались, что это Олений. Его длина – 800 м. Первую часть порога можно проходить без осмотра под правым берегом. В месте, где река поворачивает налево, рекомендуется причалить к правому берегу и осмотреть среднюю и нижнюю части порога. Но мы пошли без осмотра, никуда не причаливая, полным составом. На Оленьем есть несколько ряжевых стенок, валы высотой до 1 м, бочки. Неприятность в том, что с воды за бочку можно запросто принять обливной камень, что чревато проблемами, поэтому, идя Олений без просмотра мы избегали вещей похожих на обливные камни. Часть из них, к нашему сожалению, оказалась бочками. Проходили по центру, по возможности обходя бочки и камни. В самом конце мы таки сели на камень.

Через 8 минут - порог Лоухи. Это небольшой порог, длина 100 м, проходили по центру. Еще через 7 минут гребли – последний порог на нашем маршруте, Горшок. Этот порог – первой категории для катамарана. Небольшой длины (200 м), но требует маневрирования. Ориентир Горшка – ряж на правом берегу, другая примета – изба на правом берегу на входе в порог. Оттуда и просмотр, но мы пошли без просмотра, руководствуясь лоцией. Всего там три ряжевые стенки, в струе валы до 1.5 м, бочки. Из-за первой стенки заход ближе к левому берегу, вскоре после этого струя разделяется на две части. Шли надо по центру правой, следя за тем, чтобы не слишком близко подходить к правому ряжу – там на выходе есть довольно большие обливняки, плохо заметные с воды. Об этом нас предупредили стоявшие на берегу байдарочники, за что им спасибо. Мы прошли порог чисто.

В 15.00 остановились передохнуть Дальше в течение получаса гребли – три стоянки, две на правом и одна на левом берегу. Вскоре пошел сильный и холодный дождь, который решили переждать, причалив к берегу и накрывшись костровым тентом. Пережидали примерно минут 20, потом отправились дальше.

Через 15 минут энергичной гребли на правом берегу начали появляться стоянки, но, к сожалению, занятые. Стоянки на левом берегу нам не подходят – мы опасаемся, что оттуда не добраться до Борового с разобранным катамараном. В 16.45 причалили подкачаться и разведать берег. Но оказалось, что метрах в 50 от берега есть стоянка. Она и стала нашей последней стоянкой.

Стоянка неплохая, но довольно загаженная, с автомобильным съездом в воду. Рядом со стоянкой лет пятнадцать назад, судя по следам, был карьер. Поэтому до самых палаток идет весьма приличная дорога. Позже выяснилось, что по левому берегу можно не только пройти, но и проехать, во всяком случае, местные водители-виртуозы зарабатывают себе на кашу с маслом извозом левобережных туристов. Правда, не все - дорога известна не всем, да и машина идет туго.

В 17.15 двое гонцов ушли в Боровое выяснить ситуацию с билетами и купить еды, в 19.15 вернулись с хлебом и колбасой. Выяснилось, что до Борового – примерно 35 минут хода налегке и час под рюкзаками (3.5 км). Сушимся, едим, разбираем катамаран. Очередь за билетами на Петрозаводск рекомендуем занимать с ночи, мы наблюдали ситуацию, в которой этих билетов не хватило. И хотя кассир утверждает, что таких проблем никогда не было, поведение местных позволяет предположить, что было, и неоднократно.

Пройдено километров: 13

Чистое ходовое время: 3 часа 5 минут. Не очень хорошая погода.

 

Отъезд (4.08.02 – 6.08.02)

Два человека где-то в 7.30 ушли в Боровое занимать очередь за билетами, остальные остались сушить катамаран и собирать вещи. В 13.40 со стоянки в Боровое выдвинулась вся остальная группа, через час пришли на место. Выяснилось следующее. От Борового по четным числам (смежные – 30, 1, 4) ходит два вагона, которые в Ледмозере цепляются к поезду, идущему в Петрозаводск. Внимание! Справочная на вокзале в Москве утверждает, что эти вагоны уже не ходят. Это неправда, мы сами на них ехали. Расписание:

Ледмозеро – Юшкозеро – 11.03, стоит 4 мин.

Юшкозеро – Ледмозеро – 16.55, стоит 5 мин.

Наш, очевидно, последний. Билеты продают только до Петрозаводска, до Ледмозера билетов не продают в принципе, но всегда можно доехать, договорившись с проводником – он сажает всех. Именно так мы и поступили, потому что хотели ехать не через Петрозаводск, а через Питер. В 16.55 уехали из Борового, в 18.36 были в Ледмозере, где за 20 минут до отправления поезда на Питер успели купить на него билеты.

В Питер прибыли утром. Выяснилось, что с билетами на Москву большие проблемы, поэтому уезжали раздельно, кто-то уехал уже днем, кто-то ночью, остальные на следующий день. Скорее всего, уехать из Петрозаводска проблемы не составило бы.

Выводы и рекомендации

Маршрут по рекам Муезерка и Чирко-Кемь для катамарана интересен, но несложен. Тем не менее, для Карелии эту реку стоит признать оптимальной с точки зрения набора туристического опыта. Чередование сложных препятствий и протяженных участков гребли для катамарана является существенным недостатком данного маршрута.

Муезерка для спортивного сплава на катамаране никакого интереса не представляет. Мы включили эту реку в маршрут для адаптации и акклиматизации, для чего она великолепно подходит. Включение Муезерки в маршрут позволяет исключить автомобильные подъезды.

Самыми интересными на Чирко-Кеми являются пороги Хаудо, Кривой, Тахко и Никутный. С точки зрения тренировки и катания на порогах большим достоинством является наличие стоянок на всех четырех порогах, и наличие хороших обносных троп на Хаудо и Кривом. На Тахко и Никутном есть хорошие варианты проводки судов. Для порогов Хаудо и Кривой нами были составлены схемы. На них отмечены замеченные нами камни, валы и бочки. Также на них отмечены замеченные тропы на просмотр и обнос. Обе схемы находятся в приложении 3.

Река Хяме, включенная в маршрут по совету МКК запомнится нам надолго. В основном высотой бобровых плотин и самоотверженной работой команды по их преодолению. При подготовке нами не было найдено ни одного описания реки. Мы считаем, что река Хяме может использоваться для проводки байдарок на озеро Нюк. В этом случае представляется разумным уходить с реки после первой бобровой плотины и добираться до озера по тропам и дорогам, ведущим параллельно реке. Подъем и проводка катамарана по этой реке представляются нам неблагоразумными.

Река Растас живописна и в пройденной части несложна. Имеет ощутимое течение и большой расход воды. Представляет интерес с развлекательной точки зрения.

Возвращаясь в поезде, общались с питерской группой. У них около 8 байдарок. И вот что они рассказали:

На пороге Тахко-Падун долго стояла группа москвичей, которые прошла весь порог ножками. То есть они туда пускали человека на веревочках. И выяснили они, что никаких проблем при прохождении по центру котла быть не должно. Острых камней нет, бочка выталкивает. Тогда питерцы отправили туда груженую байдарку с инструктором (Свирь, кажется). Байдарка прошла слив, но уже после слива ее достало косой бочкой и перевернуло. Потом туда же пошла вторая байдарка, и перевернулась еще в процессе падения со ступеньки. Поскольку девушка из второй байдарки была вытащена на берег в полубессознательном состоянии, эксперименты решили не повторять более.

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz