29.07.02, понедельник

Чирко-Кемь - Хяме - ж/д

Этот знаменательный день мы писали аж втроем: я, Леша и Лилька. Соответственно, я решил замешать все в одну кучу, исходя из хронологии событий. Чтобы не перепутать, кто что писал, текст соответствующего автора выделим цветом: Лешин и Лилькин.

Утро на стоянке

10.00 – подъем. Спина и прочие части тела побаливают после вчерашней гребли. К счастью, часа через два это прошло…
Поднялись в 10.00 часов, так как с вечера было решено сдвинуть подъем на час. Тем не менее, выглянувшее рано утром солнышко многих разбудило уже к девяти.
Завтракали долго, медленно, со вкусом. Кончили завтракать в районе 11 часов. Потом еще также неспешно (но и не тормозя) собирались и вязались. В итоге выплыли в 13.40, что для нас показалось весьма поздно.
В 13.50 выплываем в Хяме – приток Чикро-Кеми. Это – дань предложения МКК. Они предложили нам подняться вверх по Хяме до озера Нюк, а затем спуститься из него по реке Растас, которая тоже впадает в Чирко-Кемь, причем всего на 300 м. позже, чем Хяме. Такое своеобразное “колечко”. Берега Хяме довольно высокие, хорошие места для стоянок.
Да, сначала все было прекрасно. Хяме ни разу не течет, так что грести вверх по ней - не проблема.

13.55 – догреблись до левого аппендикса Хяме. По всем берегам места для стоянок. По левому берегу – горельник, предположительно 3-5 летней давности.

14.20 – очередное расширение. Погода солнечная, облаков мало, зато ветер порывистый и временами сильный. Как обычно, встречный. На ЛБ – места для стоянок.

14.28 – остров. В левой протоке непроходимый меляк.

Третий день по Африке...

Третий день по Африке, по одной и той же Африке...

14.42 – достигаем следующего острова. У реки в этом месте слева аппендикс. Ушли вправо – застряли в болоте, пришлось возвращаться.

Здесь Хяме сильно зарастает травой. Чем дальше плывем, тем больше травы и меляков, время от времени Ростик вылезает из катамарана и ведет его.

15.05 – ПБ место для стоянки.
15.20 – 15.40 – опять слезали с ката, вели его по клумбам.

15.50 – Хяме превращается на время в ручей. Проводим катамаран. Пока плывем по Хяме, в некий момент река поворачивает и возникает ощущение, что мы приплыли в тупик. Потому как больше реки нет. Однако оказалось, что она прячется в траве, и мы, как настоящие туристы, поперлись по клумбам. А что еще делать? Начал возникать вопрос, на хрена нас сюда послали.

Правда, на берегу была рыбацкая стоянка, также мы видели байдарочный пропил. Это внушало оптимистичные мысли о том, что кто-то здесь все-таки плавает. Тем не менее, Хяме зарастает окончательно. Фотографируемся, чтобы потом показать МКК , куда нас благодаря им занесло. Наивные, мы думали, что хуже уже не будет.

16.45 – впереди ЛЭП. Внимание! на электронном атласе она не нарисована! Пошли в левую протоку и застряли, пришлось идти в правую.

Бобровая плотина

Мы думали, плотин больше не будет...

17.00 – на реке появились плотины.

Небольшое отступление. Загадка на сообразительность для догадливых читателей.
Дано: из озера Нюк вытекают два реки – Хяме и Растос, которые позднее впадают в Чирко-Кемь почти что в одном месте. При этом про Растос в лоции сказано, что там есть пороги с общим падением 11 м. На реке Хяме порогов нет и течения тоже нет.
Внимание, вопрос: каким образом те самые 11 м. падения достигаются на реке Хяме?
Ответ: на Хяме 11 м. падения на бобровых плотинах!!

Это, конечно, шутка, но лишь отчасти. Уже вторая встреченная нами плотина была примерно пол метра высотой! Мы не любим бобров.

Первая была сантиметров 10, но через 10 мин. мы доплыли до 50-сантиметровой плотины. Часть группы резко осознала, до какой меры она не любит бобров. Встал вопрос ребром: что делать? Однако мы люди упертые. Были придуман оригинальный выход: на плотину были положены две направляющие из толстых бревен, по которым, как по полозьям, был заведен наверх катамаран. Увы, это была не последняя плотина. Впрочем, метод борьбы с ними мы освоили, так что несмотря на громкие матюги, преодолевали их постепенно. Однако более 5 плотин доведут кого угодно…
Мне доводилось сталкиваться с бобровой плотиной и разбирать ее, чтобы спрыгнуть вниз. Но подниматься по бобровой реке ВВЕРХ!

За первой же крупной плотиной пейзаж резко изменился. Затонувшие гнилые деревья, характерная жижа на дне: Хяме превратилась в болото. А запах!

Бобровая плотина

Леша: Между тем пейзажи мне сильно понравились. Стоячая темная вода, торчащие тут и там из воды березы и кустики, арки из нагнувшихся над "форватером" берез... Гнус. Плывешь, маневрируя между деревьев. Что-то приходится обламывать, что-то отгибать. Эдакий Мордор из фэнтазюхи.
Дальше все поменялось. "Озера" кончились, "глубокие" участки после плотин становятся короткими. Пришлось перепиливать и перерубать бревна, загораживающие проход по меленькому ручейку. Ростик почти непрерывно тащит катамаран.

Преодолев пятую по счету плотину высотой около метра и насквозь промочив ноги в болоте, в которое, судя по температуре воды, впадали ключи, в 19.30 мы разгрузили катамаран и втащили вещи на высокий берег, где по данным разведки проходила ЖД.

Приняв на ночь водки и ударную дозу витаминов, ложимся спать, усталые, но не сломленные.

Бобровая плотина

Overall. По моим ощущениям, то, что было с нами до этого, по сравнению с хямским болотом – это просто курорт. Понятно, что подниматься вверх по реке – не сахар, но такого г-на мы точно не ждали.
Встав лагерем, мы выслали разведчиков: Юта и Леня ушли в сторону Растоса, а Ростик отправился пешком дальше вверх по Хяме. Выяснилось, что до Растоса – 40 мин. пешего шага налегке. Хяме же для тех, кого не остановили бобровые плотины, показывает свой последний фокус. Она уходит под землю.
Ростик: Я прошелся вдоль Хяме и обнаружил около трех завалов, под которыми журчало то, что зовется Хяме. (Река уходит под камни) Где-то через километр по одному из завалов шла грунтовая дорога, обозначенная на карте. На правом берегу Хяме, неподалеку от переправы эта дорога разветвляется и одна ветка, не отмеченная на карте, идет дальше вдоль левого берега. По ней я прошел еще около километра до залива – истока Хяме. Дорога уходила дальше на мыс, через очередной завал шла тропинка на правый берег. Обратно я возвращался по дороге, с которой срезал на ж/д через лес в километре от лагеря и вернулся по ней.
Всего ходьбы обратно было 35 мин. По моим оценкам ходьбы до Нюка 4 – 4.5 км в основном по приличной грунтовке.

В результате мы решили на следующий день взять катамаран на руки и двигаться в сторону Растоса, который оказался широкой и текущей рекой.
Мне тут говорят, что надо бы дать рекомендации тем, кто пойдет за нами. Легко!
Ребята! Хяме – река не для людей, а для бобров. Если вы – любитель грязной воды и болотных ароматов, не прочь поворочать гнилые бревна по колено в болоте, то Хяме – река для вас. (Но в таком случае вы почти наверняка бобер). В противном случае, не ходите туда.

Ободряющая мысль. Нам снова повезло с погодой. Если бы во время наших блужданий по болоту пошел дождь, все было бы не просто плохо, все было бы довольно ужасно. Не исключено, что тогда мы все превратились бы в бобров и, вместо того, чтобы писать отчет о походе, ворочали бы сейчас бревна для постройки новой грандиозной плотины. Кто знает, может быть именно так размножаются бобры?

Ну, как же?! А грибы? Каждый, кто выскакивал из ката в очередном болоте для разведки по берегу, приносил грибок или пару. К моменту остановки на ночлег грибы были уже почти во всех касках и в пакете. Вечером они были зажарены и послужили отличной закуской.
Около ЖД мы остановились тоже не просто так. Река превратилась в ручей, струящийся между камней. Кат дальше идти не мог. Через три сотни метров река уходила под железнодорожную насыпь через трубу байдарочного диаметра. А еще через несколько сотен метров – в понору. С концами. До озера от ЖД 35 мин. Хорошей дороги. Стоянка, где мы ночевали – очень приятная, хотя и в прямой видимости (да что там – 30м) от железнодорожного пути.
Юта: В этом месте хочу сказать отдельное спасибо мужской части группы. Ближе к концу дня нас с Лилькой выгнали на берег, а сами поволокли кат по тому г-ну, в которое превратилась река.
Зато после ужина появились дополнительные силы на последний рывок до Растаса. Вы не поверите, какое я испытала непередаваемое чувство счастья от созерцания такой широкой, полноводной реки.
Леша: Баба с возу... :)
Да, как ассоциация. Питерцы рассказывали о какой-то своей речке, куда в качестве эксперимента в пятидесятых годах завезли бобра. Бобер на удивление хорошо прижился. С тех пор по речке не сплавляются. По крайней мере нормальные люди не сплавляются. На Хяме - ну очень похоже.

Пройдено километров: 10
Чистое ходовое время: 5 часов 50 минут. Хяме…