28.07.02, воскресенье

Пор. Кривой - пор. Тахко-падун - Тахколамбина - пор. Верхний Ледмозерский - пор. Нижний Ледмозерский - впадение Хяме

9.00 – подъем.
12.00 – отплыли. Похоже, как мы не стараемся ускорить сборы, время отплытия остается инвариантным.

Леша отдыхает

Впереди – Кривой и Тахко. Наш план: пройти Кривой вшестером нагруженными и без страховки; между Кривым и Тахко частично разгружаемся и оставляем человек на берегу для страховки и фотографий (это были Юта и Леша), идем в Тахко вчетвером. Что мы успешно и сделали. Тахко в этот раз прошли почти чисто, Ростик завалился внутрь, на сеточку, под Лилькой чиркнул камень, слегка развернув катамаран.
Итак, в третий раз закинул старик невод... То есть третий раз идем мы Тахко-падун. Как ни рвался я пройти его на месте матроса – эти редиски нехорошие меня не пустили. Итак, капитаним. А перед тем – ставим страховку. И в этот раз, в отличие от предыдущих, ходил я помочь встать на страховке и интереса ради просмотрел я Тахко и с Левого берега. И увидел и, братцы, то о чем догадаться должен был давным-давно: к ряжевой стенке прибивает течением, и струйка эта собирает воду в аккурат метров с трех, так что выносит нас на стенку вполне закономерно. И сказал я «МАТЬ!» и зашли мы в этот раз куда надо, и выловили мы потом золотую рыбку – ибо было это прохождение чистым. И не помню я никаких чирканий камней в этот раз, хотя и помню Лилькин взгляд на тот самый зуб под веслом, в метре от катамарана. И был это, О радость!, первый раз когда посмотрел я наконец на бочку со своего капитанского места, и посмотрел я как весело матросам впереди сидящим, и был это последний раз когда мы в этом году идем Тахко-падун. Спасибо ему.
В 14.00 мы сушились и загорали на камнях за Тахко, благо с погодой нам снова повезло – весь день тепло и солнце, хотя и ветер. Ростик поймал окуня.
Ростик: Перед этим не сумел правильно подсечь щуку и она сорвалась. Досадно. А на левом берегу возле домиков были замечены люди, больше похожие на дачников, чем на туристов. Видимо в этом туркомплексе все еще иногда бывают люди.
После порога мы устроили большую головомойку. Странно, что Ростик не поймал никого из моющих голову. Кстати, цвет волос после помывки в Тахко заметно меняется.

Тахко - в последний раз

Сразу после Тахко ПБ нашли хорошую стоянку. Но поздно – пора отплывать (15.00).
Уточнение: мы на нее не вылезали, только смотрели с воды.

15.10 – вышли в Тахко-ламбину (не уверен, как это правильно писать). Тахко-ламбина – это то ли очень широкая река, то ли очень длинное (13 км.) озеро. Много плесов, гребли, на широких участках – под ветром, как на озере. На большей части ламбины ветер дул нам в бок, ближе к концу – встречный. В общем, самая противная часть маршрута (так мы думали ?). К концу этой самой замечательной ламбины мы слегка замаялись, тем более что по-нормальному пообедать мы не смогли, стоянок не было. Но увы, свободных стоянок продолжало не быть, поэтому решили пройти оба Лейдмозерских порога, за которыми лоция стоянки обещала.

( Хронология Тахколамбины:
15.15 – стоянка ПБ левой протоки.
16.20 – перерыв на сухпай на берегу.
16.30 – поплыли дальше.
16.45 – ЛБ стоянка.
16.55 – остров, на нем избы.
17.20 -.ПБ стоянка.
17.30 – ЛБ, остров – стоянки.
17.39 – передых.
18.12 – ЛБ стоянка.
18.30 – вышли из ламбины, перерыв.)

19.00 – впадение в Чирко-Кемь какой-то реки (Няугу, кажется?).

19.50 – Верхний Лейдмозерский порог. Выглядит несложным, прошли его с правой стороны, с учетом двух незаметных с катамарана обливных камней. С правого берега есть тропинка для осмотра порога, приличной обносной не наоблюдается. ЛБ не смотрели, может там что есть.
То бишь заход с ПБ, далее по струе, поворот реки направо, вдоль ЛБ – ряж. Но в начале порога есть незаметный с воды обливняк класса валун. Катамаран – сядет, байдарку на нем может развернуть и кильнуть.

20.25 – Нижний Лейдмозерский порог. Тут мы уже слегка одурели от гребли и есть хотелось, поэтому смотреть его поленились. Пошли по центру, как советовала лоция, прошли успешно.
Как и обещала лоция – струя по центру, валы.

Верхний и Нижний Лейдмозерские пороги – весьма приятные единички. Видимо, не очень сложные, но бочки и валы в наличии. Сидя впереди, я словил несколько волн, намок так, как не намокал даже в Тахко и Кривом. В общем, все, как я люблю :)

После этих порогов лоция обещала несколько хороших стоянок. Это было чистой правдой, вот только все эти стоянки были заняты! Усталые и голодные, мы погребли дальше, где обещали еще стоянки, через 15 мин. гребли.

Леша: Без просмотра мы перлись еще и потому, что позади нас было еще несколько групп, которые с очевидностью тоже претендовали на указанные стоянки. На небольшом озерке, где должны были быть стоянки, их было мало. Группа, шедшая чуть впереди нас (байдарочники-раздолбаи-матершинники) выкинулась в самом конце озера, но там оказалась стоянка то ли неудобная, то ли рыбацкая, то ли занятая. Нам они показали, что одна стоянка есть чуть выше по течению. Накололи. Падлы. Мы прогреблись вверх по течению, но стоять там было решительно негде.

21.30 – наконец, свободные стоянки ПБ, куда мы и причалили. Быстро варим ужин, едим, спим. Сильно устали, некоторые даже слегка заболели. Я, вроде, жив.

Леша: Стоянка весьма хорошая. Голова болит почти у всех - ломились против солнца через это поганое озеро. Такое ощущение было к концу дня, что чувствуешь, как поганые лучи мерзкой Желтой Морды елозят под крышкой черепа.
Стоянка на каменном выходе ПБ. Не очень крутой подъем и там – три стоянки на некотором удалении друг от друга. Первая – ровная площадка на две-три палатки, костровище, невдалеке есть ручей из озера в Чирко-Кемь, и вода там куда приятнее речной. Воду надо брать ближе к озеру – возле речки к ручью не подойти. С дровами средненько.

Overall. Очень насыщенный и одновременно очень тяжелый день. С одной стороны, четыре неслабых порога, с брызгами и ветерком, с другой – бесконечная гребля через Тахколамбину под боковым и встречным ветром. К ночевке многие сильно замотались, назавтра решили встать на час позже. Все, пошел спать.

Пройдено километров: 23
Чистое ходовое время: 6 часов 40 минут.